История создания Казанской церкви в Иркутске

щедрость меценатов и вера горожан

Казанский храм был построен на пожертвование

Средства собирались не только от крупных жертвователей, но и от простых горожан, верующих, которые искренне хотели увидеть в Иркутске еще один храм, посвященный почитаемой иконе Божией Матери.
Демидов
Дмитрий Дмитриевич
Дмитрий Дмитриевич Демидов. Фото конца 19-го века
Демидов Дмитрий Дмитриевич
(1827−1888)
Потомственный почетный гражданин Иркутска, золотопромышленник и купец 1-й гильдии, политический и общественный деятель, с 1877 по 1885 занимал пост городской головы Иркутска.
Портрет сибирского купца Сибирякова А.М. Художник А.И. Корзухин
Сибиряков
Александр Михайлович
Сибиряков Александр Михайлович
(1849- 1933)
Почетный гражданин Иркутска, представитель седьмого поколения одного их самых богатых и влиятельных купеческих родов Восточной Сибири, предприниматель, исследователь Сибири, меценат, золотопромышленник
Появление этого великолепного храма, посвященного Казанской иконе Божией Матери, тесно связано с именами двух выдающихся представителей сибирского купечества, потомственных почетных гражданинов г. Иркутска Александра Михайловича Сибирякова и Дмитрия Дмитриевича Демидова.

"Имея искреннее желание соорудить храм"

Александр Михайлович 4 апреля 1885 написал докладную записку на имя Архиепископа Вениамина с просьбой об утверждении проекта постройки церкви в Ремесленной слободе.

В июне 1885 года А. М. Сибиряков и Д. Д. Демидов обратились к Иркутскому Архиепископу Вениамину с просьбой о выдаче им двух книг для сбора пожертвований на постройку храма в Ремесленной слободе.

На конец 1886 года на построение храма было собрано

  • 1 500 руб.
    А.М. Сибиряковым
  • 1 000 руб.
    Я.А. Немчиновым
  • 3 000 руб.
    А.К. Трапезниковым
  • 15 256 руб.
    Д.Д. Демидовым
Все денежные пожертвования фиксировались в "Особом журнале". Средства обращались в процентные бумаги Государственного банка или отсылались в комитет по постройке Казанского собора.

Розен
Генрих Владимирович
Генрих Владимирович Розен
Генрих Владимирович Розен
(также Ге́нрих Леопо́льд фон Ро́зен)
(1847−1924)
Российский инженер-архитектор немецкого происхождения, барон, действительный статский советник
Имя архитектора до нас не дошло
Имя архитектора, составившего проект храма, до нас не дошло, однако ряд исследователей считают, что им был барон Генрих Владимирович Розен, переехавший в Иркутск в 1879 году, и руководил в те времена строительством Казанского кафедрального собора в Иркутске. Его вклад в архитектуру Иркутска и создание храмов не оставил равнодушными историков и любителей искусства.

Церковь в ремесленной слободе это острая необходимость

В ремесленной слободе, где жили каменщики, плотники, столяры и другие мастера, отсутствовал храм, доступный для всех жителей. Единственным местом для молитвы был домовой тюремный храм во имя Святых князей Бориса и Глеба, куда прихожанам доступ был ограничен.
Подходящее место для церкви заняли хлебные склады, созданные для обеспечения населения. Губернская администрация долго не соглашалась на снос складов и строительство храма. А.М. Сибиряков предлагал перенести амбары на другое место за свой счет.
В результате длительной переписке Сибиряков А. М. добился разрешения строительства новой церкви на изначально предполагавшемся месте.

Уникальное и знаковое освещение закладки церкви

27 июля 1885
11:00
Из кафедрального собора 27 июля 1885 в 11:00 на место строительства проследовал крестный ход.

Освящение совершал Архиепископ Иркутский и Нерчинский Вениамин.
В сослужении:
  • Епископа Мартианана Таврического
  • Епископа Иссакия Енисейского
  • Епископа Владимира Томского
  • Епископа Гурия Камчатского
  • Епископа Мелетия Селенгинского
  • Епископа Макария Киренского
На освящении присутствовали Генерал-Губернатор А. П. Игнатьев и высшие городские сановники.

Контракты с резчиками и иконописцами в Городской управе

К 1889 большинство экстерьерных работ было окончено, и стал вопрос о внутреннем убранстве храма. Контракты с резчиками, иконописцами и позолотчиками заключались у маклера в городской управе, причем заказчиком официально значился А. М. Сибиряков, как основной жертвователь Казанского храма.

Внутренний купол храма расписал художник М. И. Зязин. Все росписи выполнялись маслом в академической манере.

В барабане главного купола он написал ростовые фигуры Христа и Апостолов, в парусах Евангелистов. А над правым клиросом в главном пределе был изображено Благовещение Пресвятой Богородицы, над левым — Иоанн Предтеча. В правой нише центральной части храма изображено Рождество Богородицы, в левой нише Сретение Господне.
в 1890 году отлили 9 колоколов
В 1890 в Ярославле на заводе братьев Полудовых для Казанского храма отлили 9 колоколов.
  • Праздничный большой 358,5 пуда
  • Воскресный 172 пуда
  • Повседневный 40 пудов
  • 6 малых
1 пуд=16,38кг

Иконостасы с изящной позолотой и резьбой

Три иконостаса с изящной позолотой и резьбой выполнил иркутский цеховой Владимир Федорович Коротаев.

Иконостасы были выполнены из сосны, а колонны и резьба из лучшей кедровой древесины. Для позолоты употреблялось сусальное четырех золотниковое золото. Иконостас в главном приделе был четырёхъярусный, в боковых приделах — трёхъярусные.

Так же Федор Коротаев сделал по два клироса четырехугольный формы для каждого придела, три престола, три жертвенника, шесть аналоев, свечной комод, шкаф и гардероб для риз и плащаницу.

На фото: Фрагмент иконостаса южного придела Казанской церкви. Фото начала 20-г века.

первая в Иркутске посвященной Казанской иконе Божией Матери

Строительство нового храма закончили к празднику Пасхи 1892 года.
Главный придел был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери в четверг Светлой седмицы, 9 апреля 1892 года. Его освящали два викария: Преосвященный Макарий Епископ Селенгинский и Преосвященный Агафангел Епископ Киренский в сослужении протоиереев и священников.
В тот же день, 9 апреля кафедральным протоиереем Афанасием Виноградовым в сослужении двух священников на ранней литургией был освящен правый придел в честь Святителя Николая Чудотворца.
19 апреля 1892 году в неделю Жен Мироносиц был освящен левый придел Преосвященным Макарием Епископом Селенгинским и Преосвященным Агафангелом Епископом Киренским в сослужении протоиереев и священников в честь Святителя Иннокентия Епископа Иркутского и великомученика Пантелеймона.

ОПИСЬ имущества храма 1894 года

Заглавие Описи имуущества Каханского храма за 1894 год
Заглавие Описи имуущества Каханского храма за 1894 год
Подписи первого священника, диакона и старосты на Описи имущества Казанского храма 1894 года
Подписи первого священника, диакона и старосты на Описи имущества Казанского храма 1894 года
Ценнейшим документом, позволяющим судить о внешнем и внутреннем состоянии Казанского храма является «Опись имущества Иркутской Богородице-Казанской церкви». В данной описи подробно рассматриваются купола храма, кресты на них и в целом внешний вид Казанской церкви.

Много информации содержит «Опись» и об интерьере казанского храма в конце 19-го века. В частности некоторые окна церкви были украшены цветными стеклами. Во всех иконостасах в Царских вратах размещались Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и Евангелистов, написанные маслом.

Из «Описи» мы узнаем, что в храме было четыре паникадила: позолоченные одно трёхъярусное и одно двухъярусное, посеребренные одно двухъярусное и одно одноярусное.

На фото: Страница из Описи Казанского храма за 1894 год.

В штате храма значились

В штате храма на 1894 год значился один священник, один диакон, один псаломщик и староста.
Настоятелем являлся священник Феодор Холмовский, которому помогал диакон Александр Благообразов. Должность старосты церкви с 1892 по 1899 год исполнял Яков Петрович Васильев.
В приход Казанского храма вошли жители Ремесленной слободы, население которой в 1894 году составляло 1465 человек Православного исповедания.

На праздновании 300-летия Дома Романовых

В 1913 году староста Казанской церкви С. Д. Рубцов, присутствовавший на праздновании 300-летия Дома Романовых.
17 октября приобрел у фирмы Журина для храма юбилейную икону в честь этого события.
Освящение сего образа совершил Архиепископ Иркутский Серафим (Мещеряков) в сослужении притча Казанской церкви.

1917 год изменил ход истории

Октябрьская революция 1917 года не только коренным образом изменила ход российской истории, и отразилась на судьбе нашего народа, каждого человека в отдельности.

Множество людей, не принявших новой власти, объединялись между собой, вставая на борьбу с большевиками во имя исконных российских ценностей, первое место среди которых занимала вера.

В конце 1917 по всей России назревали выступления против новой власти. 8 декабря 1917 революционные солдаты артиллерийского дивизиона установили орудия в районе Богородице-Казанской церкви в Рабочеслободском предместье.

Благодаря милости Божией и заступничеству Пресвятой Богородицы во время этих боев здание Казанского храма не пострадало и не потеряло своего первозданного вида.

Не остановить тягу людей к Богу

Первоначально гонения, не носили открытого характера и ограничивались национализацией церковных зданий, изъятием имуществом и запрещением служб и проповеди.
Такая участь постигла и Казанский храм Иркутска. 4 апреля 1923 в Богородице-Казанской церковных ценностей, о чем общину храма заранее Губернская комиссия по изъятию церковных ценностей.
Все преследование не могли остановить тягу людей к Богу, не могли сломить веру. В страшный для Православия год период, в 1935 году, община храма все еще насчитывала 178 человек.
Казанскую церковь закрыли постановлением ВЦИК от 20 июня 1936, как говорилось в постановлении «По просьбе трудящихся».

В здании Богородице-Казанской церкви сначала размещался склад книготорга, затем курсы киномехаников. Сразу после Великой Отечественной войны в храме располагался склад МВД.
Группа верующих в числе пятидесяти семи человек 13 июля 1944 году ходатайствовали открыть Казанскую церковь.
Однако 17 января 1945 ходатайство было отклонено исполкомом Иркутского облсовета депутатов трудящихся, из-за невозможности вывести из здания склад МВД.
Так же было принято решение, в случае последующих ходатайств, храм не открывать, т.к. религиозные потребности района вполне удовлетворяет Знаменская церковь.
Ходатайства от 19 июня 1945 и 3 июля 1946 об открытии Казанского храма так же были отклонены Иркутским исполкомом облсовета.

проект переоборудования под кинотеатр

Из архивных документов известно, что в конце 1940 годов существовал проект переоборудования под кинотеатр.

В марте 1949 года исполком просил совет по делам РПЦ согласовать переоборудование. На что совет согласия не дал, направив письмо в исполком письмом от 10 августа 1949 года за № 1356

И только 1952 году уполномоченный по делам РПЦ по Иркутской области И. Голубев поддержал ходатайство исполкома об открытии в храме кинотеатра.
По неизвестным причинам кинотеатр в церковном здании, так и не был открыт, хотя существовал подробный план переоборудования храма.

В последствии в Казанской церкви разместился завод «Сибирский сувенир». В здании появились межэтажные перекрытия, капитальные перегородки. Несколько раз в храме случались пожары, выжигавшие все внутри и значительно закоптившие стены.

После освобождения от цехов завода «Сибирский сувенир» храм некоторое время пустовал.
После многолетней работы завода "Сибирский сувенир" здание Казанской церкви пребывало в крайней запущенности.

На крыше Храма росли деревья. Нарушены водосливы и водостоки, местами отсутствовала кровля. Стены во многих местах покрылись грибком. Детали экстерьера из песчаника полностью потеряли первоначальную форму. Сильно пострадали металлические конструкции оконных решеток.

Лестница и декоративные элементы ковки чудесным образом дошли до наших дней.

В октябре 1988 года здание Казанского храма передалось Иркутскому областному отделению Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).

Долгая дорога по восстановлению

В 1988 году активистами и добровольцами был проведен первый субботник по расчистке Казанского храма и подготовке к будущему восстановлению.
В 1989 году на празднике «День Казанской церкви» активисты призывали людей участвовать в восстановлении храма, собирали средства.
Большой вклад в восстановление внес председатель ВООПИК Н. Ф. Салацкий. Он посвятил реставрации церкви последние годы своей жизни.
Празднование «Дня Казанской церкви закончилось торжественным митингом во дворе храма, на котором выступал Архиепископ Иркутский и Читинский Хризостом (Мартишкин)

столетие со дня освящения

К столетию со дня освещения Казанского храма был организован торжественный крестный ход, в котором приняло участие духовенство Иркутской епархии.
Завершился крестный ход молебном во дворе храма, который возглавил его Преосвященство Епископ Иркутский и Читинский Вадим
После молебна был организован митинг и концерт смешанного хора под управлением В.И. Щипунова.

Натяганов
Николай борисович
Генрих Владимирович Розен
Натяганов Николай Борисович
(26.11.1966 г. Иркутск)
Художник, реставратор и искусствовед. Создающий иконы в академическом стиле, ориентируясь на образцы духовной живописи XIX века.
С 2001 года по благословению Владыки Вадима участие в реставрации и росписи принимал художник-реставратор Н. Б. Натяганов.

Будучи студентом Художественного училища, живописец рисовал церковь и посещал ее задолго до открытия, общался с реставраторами в начальный период их работы, присутствовал на всех торжественных мероприятиях посвященных восстановлению храмового здания.

Николай Борисович более 13 лет непрерывно трудился, практически в одиночку, над воссозданием храмовых росписей. Работа над интерьерами сочеталась с разработкой эскизов для следующих этапов росписи.
Следуя благословению Владыки Вадима Николай Борисович начал с написания Серафимов в куполе храма.
  • 6
    месяцев работы
  • 5
    метров в ширину один серафим
  • 1.5
    метра в высоту
    один серафим
  • 80
    площадь квадратных метров
Made on
Tilda